Материалы

EBM3

Об экономике клинических рекомендаций

Как выбрать врача? Правда ли хороший врач — это тот врач который слепо следует клиническим рекомендациям? Все ли хорошо и правильно в клинических рекомендациях, основанных на научных исследованиях? Поговорим о экономических аспектах, прибыли фармакологических компаний и спасении людей с редкими или бессимптомными болезнями.

Среди уязвимостей клинических рекомендаций, нужно еще не забыть ряд экономических факторов:

Во-первых, есть дешевые и, вероятно, эффективные лекарства, по которым никто не делает исследований, потому что исследование дорогое, а прибыль будет низкая.

Во-вторых — есть лекарства, которые можно было бы уже отменить, но доказательства есть только для длительного приема. Фармакологические компании как правило не проводят и не спонсируют исследование с вопросом «можно ли отменить их лекарство пораньше?».

В-третьих, есть дорогие инструментальные обследования, которые нужно сделать подряд тысяче пациентов, чтобы найти и спасти одного, что не создает статистической значимости для исследования, но имеет огромную значимость для пациента.

Реальный пример: один из типичных случаев, на приеме у невролога может оказаться женщина без явных симптомов опухоли или аневризмы в мозге.
Но заболевания эти не всегда протекают с симптомами. Клинические рекомендации нас учат «нет показаний для МРТ!», поэтому врач абсолютно уверен и не назначает это безобидное, но очень информативное исследование.

Женщина уходит с уверенностью, что все хорошо, она же была у врача. Она беременеет и получает ускорение роста опухоли, становясь неизлечимой. Почему же нельзя было сделать ей МРТ? Потому что, по мнению авторов клинических рекомендаций МРТ незначительно снизит риск ошибки. Незначительно для статистики, но не для этой бедной женщины.

МРТ метод безопасный. Конечно, если бы МРТ было вредно, нужно было бы подумать о показаниях и противопоказаниях. И об этом будет следующее видео.

Проблема в том, что в данном случае оно вредно для бюджета страховых компаний – они не хотят платить много денег, чтобы убрать маленький риск.

Вероятность погибнуть в автокатастрофе на разных автомобилях разная, но функцию они выполняют. Автомобиль едет из одного места в другое. Клинические рекомендации могут сказать «можете ехать на любой машине – успешно доедете с вероятностью 95%, и это лучше, чем идти пешком ночью посреди автострады». Но люди, готовые доплатить за снижение риска выбирают более безопасные, но дорогие машины и у них вероятность доехать будет больше.

Клинические рекомендации нужны для того, чтобы в любом месте страны, любой пациент, получил минимальный необходимый уровень качества. Это нижняя планка качества, которую в первую очередь устанавливает экономика системы здравоохранения.